Регулярный российский флот образовался не сразу. Его фактическому появлению предшествовала длительная работа по формированию и поддержке отдельных локальных флотилий на Балтике, Дону, в Причерноморье, на берегах Северного Ледовитого и Тихого океанов, которые первоначально действовали независимо друг от друга и не имели строгого подчинения государю.

Лишь при Петре I Россия по-настоящему стала военно-морской державой, а учреждение флота как особой структуры в составе армии было осуществлено на законодательном уровне. Документом, впервые закрепившим обязанности всех военно-морских чинов, структурировавшим все стороны жизни моряков и определившим наказания за провинности, стал «Устав морской о всём, что касается к доброму управлению в бытность флота на море», составленный лично императором.

Об истории учреждения российского флота известно не так уж много. Ещё меньше сохранилось документов и артефактов, отражающих возникновение и постепенное развитие русской армады. Уникальные экспонаты, рукописи и печатные издания, дошедшие до наших дней, хранятся в запасниках Центрального военно-морского музея и в архивах Военно-исторической библиотеки Генерального штаба в Санкт-Петербурге.
Орден Святого апостола Андрея Первозванного – первый по времени учреждения российский орден, высшая награда Российской империи до 1917 года.

Учрежден в 1698 году Петром I и до учреждения в 1714 году ордена Святой Екатерины являлся единственным орденом Российской империи. В 1699 году первым кавалером ордена стал дипломат Федор Алексеевич Головин.
Лента и фрагмент ордена Святого Апостола Андрея Первозванного
Рисунок цепи ордена Святого Апостола Андрея Первозванного
Рисунок конца 18 века
Портрет Петра I в рыцарских доспехах (с орденом Святого Апостола Андрея Первозванного)
Художник Ж.М. Натье, 1720-е годы
Знаки ордена Андрея Первозванного состояли из:

- Знака-креста, основным изображением которого был Святой Андрей Первозванный, распятый, по преданию, на кресте Х-образной конфигурации; на четырех концах креста буквы: S.A.R.P., что означает лат. Sanctus Andreus Patronus Russiae – святой Андрей покровитель России. Знак носился около бедра на широкой шелковой голубой ленте через правое плечо.

- Серебряной восьмилучевой звезды с помещенным в ее центральном медальоне девизом ордена «За веру и верность». Звезда носилась на левой стороне груди выше всех остальных наград.

- В особо торжественных случаях знак ордена носился на груди на покрытой разноцветными эмалями золотой фигурной цепи. Орден Андрея Первозванного единственный из всех российских орденом имел цепь.

Всего за время существования ордена его кавалерами стало, по разным источникам, от 900 до 1100 человек. В 1998 году орден был восстановлен как высшая награда Российской Федерации.
Лист из альбома по истории Гвардейского экипажа
Худ. Ф.Денисьев, 1860 год

Худ. И.Зубов, начало 18 века

Раскрашенный оттиск гравюры на шелке был подарен Петру I после празднований по случаю заключения Ништадского мира, состоявшихся в Москве в январе 1722 года. Ботик во время торжеств был установлен на постаменте в Кремле. На мачте ботика был поднят императорский штандарт, на кормовом флагштоке – кейзер-флаг.

Наверху на ленте: Судно сїе водное, хотѩ мѣрою малое, и толко къ потѣшному на малыхъ водахъ игранїю построенное, но въ томъ ѩвилосѩ аки плодоносное сѣмѩ, великаго въ Россїи карабелнаго флота, и вину подало слѣдовавшымъ преславнымъ дѣламъ... Nарицаетсѩ же судно сїе ботъ аглинской: ботъ по виду своему между суднами, Англинской же по дѣлу и мѣрѣ Аглїнской Архитектуры: на желанїе бо вышепомѩнутаго дѣда императорскаго величества мужа въ россїи, къ честнымъ искуствам, надъ тогдашный обычай, быстроохотнаго судно сїе въ Англїи здѣлано и ѿ туду в` москву привезено.

Внизу слева: Въ сем же 1722 году, ботикъ сей первѣе народу выставленъ и презентованъ того ради, понеже Б~годаннымъ н~нѣ миромъ, плоды его паче известны, и крѣпко утверждены стали, и миръ сей плодомъ его неложно нарещисѩ можетъ.
Кайзер-флаг. Вторая половина 18 века.
Поднимался на ботике Петра I в дни торжеств
Фрагмент книги 1916 года «Российский Императорский флот. Картины художника А.В. Ганзена» с изображением ботика Петра I и собственноручной записью государя
Приводимый в книге рисунок ботика сделан с натуры. Внизу воспроизведена часть собственноручной записки Царя:
«…случилось нам быть в Измайлове на льняном дворе, и, гуляя по амбарам, где лежали остатки вещей дому деда, Никиты Ивановича Романова, между которыми увидел я (бот) судно иностранное…»

Алексей Васильевич Ганзен (1876-1937) — художник-маринист, профессор, коллекционер, почетный член Одесского городского, Шлиссельбургского уездного и Петроградского городского обществ, попечитель детских приютов, художник Морского министерства России, один из трех внуков И.К. Айвазовского, ставших художниками.



Этот флаг поднимался в 1716 году на грот-матче флагманского корабля «Ингерманланд» в период командования Петром I объединенной эскадрой флотов России, Англии, Голландии и Дании. Является старейшим из дошедших до нашего времени штандартов Российского флота.

Прибыв в Копенгаген на корабле «Ингерманланд», Петр I возглавил эскадру кораблей Балтийского флота, прибывших из Ревеля, Архангельска и из-за границы. После соединения русской эскадры с английской, голландской и датской союзные флоты крейсировали близ южного побережья Швеции, готовые к высадке десанта.
Гравюра «Флот четырёх держав под штандартом Петра I в 1716 году
Худ. А. Ростовцев
«Типы военных судов, построенных в царствование Петра Великого»



Таблица сигналов флагами в сочетании с действиями парусами эпохи Петра I


Подобные таблицы использовались на кораблях Балтийского флота при выполнении маневров
Весной 1710 года перед армией и флотом была поставлена задача овладеть Выборгом – сильнейшей крепостью Швеции на её восточных рубежах. В мае 1710 года к крепости подошла многочисленная эскадра Балтийского флота. Шведский флот был бессилен предпринять какие-либо решительные действия, и Выборг был взят.
Гравюра «Порядок следования военных и транспортных судов от Кроншлота к Выборгу в мае 1710 года»
Худ. П. Пикарт, 1717 год

Медаль «В память открытия мореплавания по Балтике в 1703 году»
Ф.Г. Мюллер, 1703 год


Медаль «В память основания Петербурга в 1703 году»
Ф.Г. Мюллер, 1703 год

Гравюра «Торжественный вход в Санкт-Петербург взятой в плен шведской эскадры 9 сентября 1714 года»
Худ. Г. Девит
Во время Гангутского сражения русскими моряками были взяты в плен все 10 шведских кораблей, участвовавших в баталии.
Главный трофей русского флота, шведский корабль «Элефант», находился в Кронверской гавани Петропавловской крепости до 1737 года.

По решении Петра I они в качестве трофеев приняли участие в первом морском параде на Неве, посвященном триумфу русского оружия.




Картина «Гангутское сражение»
Худ. А. Боголюбов (1875-1877 гг.)


Страница из «Книги Марсовой» А.-М. Малэ с гравюрой П. Пикарта
«План с пришпектом о бывшей акции меж российским генералом графом Апраксиным и швецким адмиралом Ватрангом»
Гравюра «Сражение при Гренгаме
27 июля 1720 года»

Худ. А. Зубов, 1721 год




В бою у острова Гренгам 27 июля 1720 года русский галерный флот под командованием генерала М.М. Голицына одержал победу над шведской эскадрой. Очередное крупное поражение шведского флота произвело сильное впечатление на европейские государства, особенно на союзную шведам Англию, корабли которой в это время находились в Балтийском море. Щвеция была вынуждена начать мирные переговоры с Россией.

8 сентября 1720 года четыре шведских фрегата (34-пушечный «Стор-Феникс», 30-пушечный «Венкер», 22-пушечный «Кискин» и 18-пушечный «Данск-Эрн»), плененные в сражении при Гренгаме 27 июля 1720 года, в сопровождении кораблей русского военного флота были введены в Неву. Морской парад принимал Петр I. Его ботик изображен на первом плане.

Затем русские моряки, плененные шведские офицеры и матросы сошли на берег перед Троицкой площадью и прошли в торжественном марше через специально построенные триумфальные ворота. Работа над гравюрой была начата заранее, и к празднику она уже была готова.




Гравюра
«Торжественный ввод в Санкт-Петербург шведских фрегатов после победы при Гренгаме»

Худ. А. Зубов, 1720 год

Адмиралтейство в Санкт-Петербурге строилось как верфь, причем чертежи первого здания были подписаны лично Петром Первым. Спустя всего несколько месяцев после начала строительства верфи (ноябрь 1704 года) в начале 1705 года на ее эллингах были заложены первые корабли. А в следующем году адмиралтейство уже представляло собой крепость, земляные валы, бастионы, рвы и насыпи которой защищали верфь.
Рисунок «Вид Адмиралтейства в Санкт-Петербурге»
Худ. Х. Марселиус, 1725 год
К 1725 году Адмиралтейство стало крупнейшим промышленным предприятием Санкт-Петербурга. Здесь строились для Балтийского флота самые большие военные суда, в том числе 110-пушечные корабли.


Оригинал кораблика со шпиля Главного Адмиралтейства


Простоял на шпиле 71 год:
в 1886 году при очередном ремонте шпиля он был снят и заменён на точную копию; оригинал, вес которого 65 кг, длина – 192 см и высота – 158 см, был помещён в экспозицию музея.


Минобороны России

2017